Спелеология и спелестология 2013.
Пронин К.К, Ощепков В.
В этой работе мы дадим описание крупной каменоломни – шахты Кривая Балка № 27, о которой авторы уже упоминали [Пронин, Ощепков 2011: 192]. Так же как и в подавляющее большинство других «новых» каменоломен в черте города, доступ в нее стал возможным в результате вскрытия входа при строительстве (одного из зданий областной больницы).
Судя по датам, написанным на стенах каменоломни («1939 год»), шахта была открыта в 1938г. Работы велись до войны, а после войны возобновились и продолжались до лета 1953 г., когда шахта была закрыта. Сохранилась надпись, относящаяся к этому событию: «28.06.1953 года здесь демонтировали 27 шахту електрикы Михаил Очеретный, Иван Тобенко, Дмитрий Бондаренко».

В восточной части выработок есть дата «1955 г.». Либо шахта дорабатывалась ещё некоторое время, либо надпись была сделана при позднейшем посещении шахты, незадолго до засыпки ствола. Видимо, в 1955 г. входы в шахту были засыпаны.
Также сохранилось несколько документов, относящихся к этой шахте. Это синьки плана проекта горного отвода шахты масштаба 1:5000, привязанного к поверхности, и маркшейдерского плана выработок масштаба 1:1000, также привязанного к поверхности. Маркшейдерский план пополнялся с февраля 1951г. по 1953г. (точная дата не читается). Съёмка шахты, видимо, велась с момента её открытия, так как на плане точки имеют сквозную нумерацию, начиная от старого ствола, однако некоторые выработки около ствола не картированы.
По надписям на графических материалах видно, что шахта принадлежала Одесскому заводу стеновых материалов МПСМ Украины (Министерства промышленности строительных материалов).
Маркшейдером в этот период на шахте был Николай Николаевич Плуталов. Он и передал одному из авторов статьи (К.К. Пронину) в 1976г. кальки, с которых были сделаны синьки, сохранившиеся до настоящего времени. Таким образом, стало известно о существовании спелестологического объекта Шахта № 27. В официальных архивах эти документы не сохранились.
В 1983 г, в ходе изысканий под строительство нового корпуса областной больницы, разведочными скважинами были вскрыты подземные полости. По одной из скважин зимой 1983 г. ГССУ (Горно-строительное специальное управление) прошло бетонированный ствол, предназначенный для доступа в обнаруженные выработки. Тогда они были впервые осмотрены К. Прониным и П. Лавренко. Посещение было кратковременным, всего несколько часов. Были определены возраст выработок, их горнотехническое состояние и степень закарстованности. Вскоре, после тампонажа выработок под строящимся зданием, ствол был засыпан и доступ в выработки прекращён.
В 2010 г. фирма «Проходчик», с использованием материалов съёмки 1983г, вновь вскрыла выработки шурфом скважиной диаметром 720 мм с целью проведения работ по креплению выработок. С разрешения начальника участка А.В. Язикова, которому авторы приносят свою благодарность за возможность провести обследование этого района катакомб и удобную базу, авторы и помогавшие им в работах Д. Пунько и Д. Лехно, осмотрели каменоломню и провели ее тщательную документацию. В ходе работ был откорректирован план (рис.1), произведена фотосьёмка, сделаны описания, проведены замеры температуры воды и воздуха, отобраны на анализ пробы воды и старой древесины.

Позднее, в конце лета 2011г, в выработки был пройден ещё один шурф, в районе тт.500–501. Через этот шурф проводился тампонаж выработок, завершенный в 2012 г. В настоящее время оба входа вновь засыпаны.
Шахте Кривая Балка № 27 как подземной каменоломне присвоен региональный индекс К-28. Вход в каменоломню находился на территории Областной детской больницы по ул. Ак. Воробьёва. Сама каменоломня вытянута вдоль ул. Одесской. Протяжённость ее выработок 9780 м, площадь – 29340 м2, объём – 52810 м3. Площадь вычислена по средней ширине выработок, равной 3м, объём по средней высоте 1,8 м. Глубина входного шурфа равнялась 22,4 м.
Каменоломня заложена в понтическом (плиоценовый отдел неогеновой системы) равномерно сцементированном известняке-ракушечнике буровато-жёлтого цвета (пильном известняке). Известняк не высокого качества, марка его не более «7». В выработках очень много бута. Только на западном контуре – в центральной части шахтного поля – качество известняка улучшается (в этих местах находятся и подтверждающие это наблюдение шахтёрские надписи).
Известняки в некоторых местах закарстованы. Выработками вскрыто довольно много раскарстованных трещин разных размеров и несколько каверн. Некоторые из них отражены на плане. Одна из самых крупных обнаруженных карстовых полостей имеет ширину до 15 см и сечение в виде вытянутого треугольника. Рельеф глубокий, натёков нет. Дно ее, находящееся ниже дна выработки, засыпано и затоплено.

В двух местах в кровле вскрыты системы закарстованных трещин шириной 1–1,5 см, заполненных красно-бурой глиной. От основной прямой трещины с шагом примерно 40 см с разных сторон отходят под прямым углом оперяющие трещины.
Самой крупной карстовой полостью является бутылкообразная полость диаметром примерно 1,3 м (на дне) и высотой около 3–4 м, диаметр горловины в верхней части полости примерно 0,3 м. В выработках найдены куски белой натечной корки, но сами полости, откуда они вынесены, не обнаружены.
Как уже было сказано, сохранился план выработок. Его проверка, проведённая в январе-апреле 2011г., показала соответствие съемки фактическому расположению выработок, за исключением нескольких крайне незначительных выработок в районе старого ствола и небольших дорезок КМАЗом1. Нами проверялся существующий план Плуталова, на него наносилась дополнительная информация и правка. В статье приводится исправленный и дополненный план масштаба 1:1000, сделанный на основе маркшейдерского плана Н.Н. Плуталова. Район К-28 полностью не пройден. Не осмотрены некоторые отбутованные участки и затопленный под потолок участок около старого шахтного ствола шахты № 27 (рис.1).
Первоначальные входы в шахту представляли собой вертикальный шахтный ствол и шурф (запасной выход, расположенный в 150 м к северо-востоку от ствола) пройденный, видимо, в 1940 г. В настоящее время шурф засыпан и ствол, по-видимому, тоже (подойти к последнему не удалось).
Выработки шахты в основном находятся в удовлетворительном горнотехническом состоянии. Ширина выработок порядка 3 м. Высота, видимо, была 2,5 м. В настоящее время средняя высота выработок составляет 1,7–2,0м. Большая часть выработок незначительно деформирована. В восточной и южной частях района деформированы в основном стены выработок. Здесь наблюдаются многочисленные заколы, отслоения, разрушенные бутовые полосы. Иногда со стен откалываются большие глыбы, загромождающие дно выработок. В восточной части шахтного поля участки с обвальной кровлей встречаются отдельными пятнами. Мощность обрушившейся толщи до 1 м, хотя иногда достигает и 1,5 м (в этих местах в обвальных куполах вскрыт плитчатый известняк, по местной терминологии «жерства»). Но в некоторых местах существуют сплошные завалы, полностью перегораживающие проход.

В северо-западной части района обрушений кровли гораздо больше. Большая часть выработок, пройденных КМАЗом, имеет значительные обрушения кровли, достигающие в некоторых местах мощности 2 м и более.
Самым опасным и труднопроходимым участком района является крайний северо-западный. Здесь глубоко затопленные выработки чередуются с сильно заваленными участками. Переходные зоны между обвальными куполами и сохранившейся кровлей являются самыми неустойчивыми и опасными местами в выработках.
В выработках много бута. Бутовые полосы почти везде широкие, хотя существуют участки, где бутовых полос нет совсем.
В кровле выработок иногда вскрываются устья скважин. Часть из них относятся ещё ко времени разработки (они показаны на старом плане), часть, возможно, современные разведочные.
Примерно половина выработок затоплена подземными водами. Глубина воды различная – от 0,1 м до 1,7 м, а возможно и больше, так как в районе старого ствола 27-й шахты выработки затоплены почти под кровлю, и поскольку до ствола добраться не удалось, то выработки вокруг него не осматривались. В 1983 г., во время первого посещения, уровень воды был ниже. В то же время заметно, что в какой-то период уровень воды был примерно на 15 см выше, чем в 2011 г. В январе были проведены замеры температуры воды и воздуха.

Каменоломня разрабатывалась с самого начала с помощью подрезных пил Рогозинского2, и буртовочных станков Виктора3. В выработках сохранилось довольно много брошенных режущих цепей к «рогозинке». наконечников буров, куски гибких рукавов от буровых станков, направляющих звёздочек и т.д. Были даже найдены более крупные части – станины, валы и прочее. Уникальной является находка хорошо сохранившейся подставки от станка Виктора. В выработках сохранились остатки открытой электропроводки (железные скобы с фарфоровыми изоляторами). Недалеко от станины станка Виктора найдена аккуратная деревянная ручка, видимо, от бура этого же станка. Все представляющие интерес находки сфотографированы и описаны в примечаниях, а их местонахождение зафиксировано на плане.


С этим же отрядом связан один из анекдотичных случаев. На 2-м Всесоюзном слёте победителей походов по местам боевой славы один ретивый журналист, услышав эту историю, всё переиначил и напечатал материал, где яркими красками живописал, как «в глухом районе катакомб, поисковцы внезапно увидели сто лежащих, тесно прижавшись, друг к другу, человеческих скелетов…».
Целевой осмотр выработок не выявил следов партизанского лагеря. До войны эта шахта имела очень небольшие размеры. По плану можно определить её довоенную конфигурацию. Имелись ствол и шурф, соединенные между собой ходом, а также выработки по сторонам этой централки, но не все из ныне существующих – часть ходов дорезана после войны. В восточном направлении выработки распространялись примерно до Т.22, 38, 251, 283 (примечание 48). Но боковые ходы в этих местах были очень незначительных размеров. В довоенных выработках подземные жилые лагеря (стоянки) не найдены. Нет и следов долговременного проживания большого количества людей: нет каменных нар, соломы, нет закопчённых участков, нет помоек и туалетов, нет надписей и не найдено никаких предметов быта и вооружения. Хотя обычно в случаях, когда во время войны в выработках находились люди, а потом в этих же местах шла разработка камня, различные следы военного времени всё равно оставались, тому известно множество примеров, на которых мы останавливаться не будем. В 27-й шахте же нет ничего. Единственное место, где находятся жилые помещения, находится на Т.43-176, а точнее от поворота хода восточнее Т.44 до поворота хода на Т.176. Здесь находятся высокие каменные нары, которые в восточном помещении имеют длину более 10 м, и немного менее в западном. Но эти нары сделаны очень аккуратно, обычно партизаны их так не делали. Край нар, противоположный стенке, очень ровный, сделанный как под линейку. Проход между стенкой и нарами ровный, узкий, нары очень высокие, высотой около 1 м (обычно делались 0,3–0,6 м). Стены и потолок в этих помещениях не закопчены. Есть только одна неразборчивая короткая надпись, датированная 1941 г., возможно, вообще довоенная, такие надписи в выработках известны (Т.251, примечание 48). Видимо, это остатки бомбоубежища времён обороны Одессы, которое почти не использовалось. В других местах никаких признаков жилых помещений не найдено. Не осмотренными остались только выработки в районе старого ствола шахты № 27.
По имеющимся данным полевых наблюдений можно сделать вывод, что большое количество людей сколько-нибудь продолжительное время в этих катакомбах не проживало. Небольшая группа людей, 5–10 человек, также продолжительное время (неделю и больше), в выработках не жила. Таким образом, можно сделать несколько предположений по поводу партизанского отряда шахты № 27:
1. Так как никаких документальных свидетельств по этому отряду в настоящее время не имеется, произошла какая-то путаница с названием шахты и партизанами. Точнее, В.В. Головченко что-то за эти годы забыл и перепутал.
2. Отряд был фиктивным и существовал только на бумаге.
3. Это лжепартизанский отряд (такие случаи известны, например, в Багеровских катакомбах).
4. На самом деле отряд был очень маленький – группа из нескольких человек, всё остальное – приписки.
5. Отряд действительно был, но в катакомбах не базировался. Его представители кратковременно бывали в катакомбах, возможно, готовили помещения на случай ухода под землю.
6. Отряд действительно какое-то очень непродолжительное время – часы, первые дни, был в катакомбах, но оборудованного лагеря не имел (экстренно спустились, жили на полу, укрывались пальто и шинелями, питались всухомятку).
7. В. Томин сам сделал эту тетрадь с целью мистификации.
По сведениям В.Я. Юдина, основателя клуба «Поиск», эта история выглядит несколько иначе. Отряд назывался не «27 шахты», а «17 шахты». Почерк был не красивый писарский, а корявый, грубый. В тетради перечислялись в основном люди и занимаемые ими помещения катакомб, много было женских фамилий, упоминались дети.
Предварительное расследование по этому отряду показало, что это просто группа людей, прятавшаяся от немцев в самые последние дни оккупации. Отряд был квалифицирован как патриотическая группа и им не стали заниматься. Руководителем отряда был Чеповенко. О газетном опусе В. Юдин тоже помнит. По его словам, примерно в то время, где-то в Кривой балке, они спускались в катакомбы по ветхому стволу с деревянным креплением. Возможно, это был ствол 27-й шахты, но скорее все же ствол 17-й шахты, расположенной неподалёку.
На стенах выработок сохранилось очень много шахтёрских надписей времён разработки шахты с 1939 по 1953 гг.
Примеры:
«Камень отличный» (Примеч. 37) – в этом месте камень действительно визуально лучше, чем на подходах, бута меньше. Но в этом направлении почему-то добыча не велась (возможно, из-за близкой границы отвода соседней шахты).
«Работа машины» (Примеч. 38) В шахте № 27, очевидно, проходили в 1953 г. испытания первых КМАЗов. Некоторые выработки в районе старого ствола пройдены КМАЗом (часть из них не показана на старом плане). Вся северо-западная часть шахты и часть выработок в северной её части также пройдены КМАЗом. Было ли это до 1953 г., когда, судя по надписям и графическим материалам, шахта была закрыта, или позже, до 1955 г. (на что указывает дата на стене в восточной части шахты), неизвестно. Возможно, после закрытия шахты в 1953 г. её эксплуатировали как экспериментальную.
«Ночная смена» (Примеч. 43).
«Тов. Федотов помни обя-во шахты 21000 шт. Ваше обя-во 3120 шт. на день 120» (Примеч. 44).
«28.06.1953 года здесь демонтировали 27 шахту електрикы Михаил Очеретный, Иван Тобенко, Дмитрий Бондаренко» (Примеч. 45).
«Тов. Тов. Николаев и Бондаренко помните! Обя-во шахты 21000 шт. Ваше обя-во 4160 на день 160» (Примеч. 46).
«26.II.41 г.» (Примеч. 48).«На рогоз. Простоя не будет, план досрочно иди работай, не унывай» (Примеч. 51).
Задокументированы также следующие надпи-си: «Подтянуть силовую нехватает кабеля 17/Х…»; «Женя используй электроэнергию экономно…»; «Сюда ложить Бут 1/III 52 г.»; «Не заготовлять, забой закрыт»; «1/7 41 г.» – около Т.174 (около нар); «Кто спрятал лестницу положи на место будет плохо в последствии»; «Если зарисуеш Правильно я Иван Дмит… обязуюсь поставит пол литра водки…» и рядом плохо читаемый, затёртый текст: «Начата работа 16 августа закончена 15 сентября 1939 г. Гудзовский…»; «До проверки потолка Т. Нес…ком резчику к работе не приступать опасный потолок 17/V…» (в этом месте действительно наблюдаются обрушения кровли); шуточная надпись: «Заявление Топор Топоровыч рождения 1826 г. проработавший на подземных работах 200 л дальше работать моё здоровье не позволяет а поетому прошу меня перивисти на пенсию 21/IV 51 г.»; «Ищи забой а эти будь они прокляты»; «гна Терзиман помни обязательство шахты 22000 шт Ваше обя-во 8000 в день 170 шт…».

В выработках сохранилось много обломков и целых деревянных креплений 1950-х гг., даже стоящих в воде. Одна деревянная стойка, стоящая в бутовой полосе, так сжата камнями, что приняла зигзагообразную форму, как будто она из пластилина. Это пример действия постепенного давления.
Из деревянных стоек отобраны две пробы для определения в них живых организмов (одна проба древесины покрыта белой плесенью). В древесине, пробывшей под землёй почти 60 лет, были встречены клещи, многоножки, личинки насекомых.
Из других, представляющих интерес наблюдений, можно отметить образовавшиеся на остатках алюминиевого провода сталактитоподобные натёки белого полупрозрачного гидроокисла алюминия.
Представляет интерес обнаруженная на поверхности воды сетчатая белая плесень. Ранее такие образования изредка находили на стенах выработок. Обнаружение плесени на воде – первое в одесских катакомбах.

Около Т.232 была конюшня, навоз из нее выбрасывался в выработку. После затопления водой этого участка на дне, под более плотной коркой, образовался чёрный ил, насыщенный сероводородом. Во время ходьбы по этому месту ноги вязнут, выделяются пузырьки газа с неприятным специфическим запахом.
Таковы результаты обследования одной из крупных одесских каменоломен или катакомб, как их называют в Одессе.
1Камнерезная машина КМАЗ-188 системы А.Ф. Заступайло. Две такие опытные машины были изготовлены до Великой Отечественной войны и работали на шахте Кривая Балка. После окончания войны конструкция ранее изготовленной машины была усовершенствована и создана новая машина КМАЗ-188. Камнерезная машина предназначена для вырезки штучного камня и блоков из забоев. Рабочим органом машины является бар с режущей цепью, армированной пластинками твердого сплава. Высота разрабатываемого забоя доходит до 3 метров [Яблонский 1957: 96].

2Камнерезная однобаровая машина системы В.А. Рогозинского конструкции 1926 г. относится к периоду начала механизации подземной добычи пильного известняка. Выпускалась Одесским ремонтно-механическим заводом. Состоит из трубчатой распорной колонки с зубчатой рейкой, по которой вертикально перемещается суппорт с угольником, где смонтирован электродвигатель и бар с режущей цепью. Подъ-емный и поворотный механизмы, перемещающие суппорт вместе с баром в вертикальной плоскости, приводятся в действие с помощью ручных штурвалов. Машина нарезает забой на отдельные монолиты, производя вертикальные узкие врубы–пропилы. Для точной установки машины на нужный размер блоков применяли установочную доску с гнёздами под пятку колонки. Перемещение машины из забоя в забой осуществлялось с помощью двух съемных колес. Машину обслуживали двое рабочих, машинист и его помощник [Яблонский 1957: 96].
3Буртовочный станок И.И. Виктора. Для производства вруба у кровли забоя в 1931 г. Виктором предложен станок. Конструкция состоит из деревянного или металлического каркаса с колесами, на котором монтировался электродвигатель и штанга для поддерживания рабочего органа. Рабочий орган станка выполнен в виде режущей шарошки-бура, навинченного на конец длинного валика, помещаемого в трубке. Вращение валику от электромотора передается гибким валом. При производстве вруба рабочий-буртовщик, стоя на подмостях у кровли, делал горизонтальную врубовую щель 8−12 сантиметров высотой, глубиной 1,3−1,5 метра на всю ширину забоя [Яблонский 1957: 96].