«Спелеология и спелестология»
Пронин К.К. 2015 г.
Одна из интереснейших каменоломен, была найдена и вскрыта в 2005 году, в районе парка Победы (проспект Шевченко № 33), во время производства строительных работ нового высотного дома. Как обычно, выработка была обнаружена разведочной скважиной диаметром 127 мм (09.2005), по которой в ноябре была пройдена скважина большого диаметра – 630 мм. В скважине, для спуска в выработки, была смонтирована металлическая сварная лестница Глубина скважины-шурфа, пройденного со дна строительного котлована, глубиной 4-5 метров, составляла 29 метров. Через этот шурф, специалистами фирмы «Проходчик», было проведено обследование части выработок и выполнена съёмка. Вскоре, заказчик строительных работ, усомнился в достоверности материалов предоставленных им фирмой «Проходчик» и предложил Центру инженерных изысканий, произвести детальное обследование и выполнить маркшейдерскую съёмку вскрытой каменоломни, что, в общем-то, и позволило мне, руководившему этими работами, попасть в эту уникальную каменоломню.

Уникальность объекта заключается в том, что она и всё находящееся в ней, сохранилось не тронутым с 1915 года. Нам и раньше и позднее, приходилось попадать в каменоломни, которые были закрыты – блокированы, десятки и более сотни лет назад, но такого как в этой не было.
Например, в декабре 2014 года, на ул. Михайловской, была вскрыта каменоломня, разрабатывавшаяся в 1860-х годах, и видимо тогда же засыпанная. Но в ней ничего интересного найдено не было. Отсутствие находок объясняется тем, что в каменоломнях, разрабатывавшихся до начала 1890-х годов, вообще мало чего находили. Видимо народ был ещё бедный и у рабочих каменоломен ничего лишнего не было. Даже целая стеклянные бутылки, в каменоломнях того времени редкая находка. Ими пользовались, пока не разбивали. В более молодых каменоломнях, находок всегда больше, но обычно это брошенные ненужные или сломанные вещи. Понятно, что всё нужное, более менее ценное, рабочие забирали с собой уходя на новое место работы. Здесь же совсем другое дело. В каменоломне всё было оставлено. Это могло случится, в случае аварии входа. Но тогда его бы со временем восстановили и каменоломню доработали, а значит, и забрали вещи. Здесь было что-то другое.
Мне представляется, что шахта была законсервирована в связи с войной. Хотя некоторые каменоломни в Одессе, работали до 1917 года, видимо часть их была всё же закрыта. В том числе и эта. Может быть, сам владелец каменоломни был призван в армию, и, надеясь скоро вернуться, временно закрыл каменоломню. Факт остаётся фактом, что каменоломня прекратила свою работу в 1915 году и в ней остались инструменты, выпиленный камень, предметы быта каменоломов и прочее. Германская война переросла в революцию, та в Гражданскую войну. Каменоломня свою работу не возобновила. Позднее входной ствол был засыпан и все инструменты и предметы обихода остались в ней не тронутыми до наших дней.
Интересно, что расположенная совсем рядом каменоломня, работала в 1916 году, а возможно и в первой половине 1917 года. Стволы этих каменоломен находятся на расстоянии 180 метров друг от друга, а выработки в 8-10 метрах (это одна из каменоломен района К-8, описанного ранее [Пронин 2002;2012].

В 1932 году, в этих местах велась разведка и съёмка каменоломен, а в последствии, в 1935 году, часть каменоломен возобновила свою работу (К-2, К-3, К-8, К-19), но эта каменоломня не картировалась и не разрабатывалась. Видимо входа в неё уже не существовало.
Итак, в феврале 2006 года, мы попали в эту каменоломню, получившую индекс К-58 и название «Крытый каток 2» и начали там работы. Дело в том, что в этом же районе, с 1966 года известна каменоломня, или небольшой район каменоломен (К-36). В нём никто из спелестологов не бывал. Во время изысканий под строительство Крытого катка (Дворца спорта), выработки были найдены бурением и вскрыты шахтным стволом глубиной 32 м. Маркшейдера Причерноморской геологоразведочной экспедиции выполнили съёмку и выработки расположенные под проектируемым зданием были затампонированы. Всё произошло очень быстро. Сохранился план этой каменоломни, больше никакой информации нет. Спелестологов тогда ещё не было, поисковцы в этой каменоломни не побывали (тогда «Поиск» в основном занимался историей партизанского движения, а не самими катакомбами). Кое-кто из местных любителей катакомб спускался туда, но они запомнили только большое количество лестничных пролётов в стволе, отсюда и пошла тогда легенда о многоэтажных катакомбах. Лестничные пролёты делались в стволах по 3,5 метра. Каждое перекрытие ствола, между лестницами, побывавшими в стволе любителями, называлось этажом. 30 метров – 8 площадок – этажей, отсюда 8-ми этажные катакомбы (местные часто бывали в катакомбах районов К-1, К-4, К-8, а там глубина заложения выработок 10-14 метров, дно хорошо видно в грузовом отделении ствола, пролётов 2-3 и это не вызывает иллюзий, по крайней мере не запоминается). Вот так и рождаются легенды.
Выработки района К-36, были затампонированы не все, те что не находились в охранном целике здания, сохранились и несколько лет назад, когда планировалась капитальная реконструкция Дворца спорта, их даже разбуривали. Незатампонированные участки были найдены, но дальнейшие работы прекратились из-за недостатка средств. Так что доступные выработки там существуют, они, когда нибудь будут вскрыты и спелестологи их осмотрят.
Так как каменоломня К-36, находится рядом с К-58, информации по ней не много, и она может совсем пропасть, я эту каменоломню тоже опишу.

Шахтные стволы каменоломен К-36 («Крытый каток) и К-58 («Крытый каток 2») находятся в 120 метрах друг от друга, а выработки подходят на расстояние 20 метров. Выработки К-36 полностью не картированы, а значит, и не пройдены, так как профессиональные маркшейдера, просто так, по катакомбам не лазили, по крайней мере такое, за десятки лет, мне не известно. Павел Лавренко не в счёт, он личность исключительная, и стал маркшейдером имея высшее химическое образование, по велению души, которая у него спелестологическая.
Протяжённость закартированных ПКГРЭ выработок 1405 метров, ориентировочный объём 8420 м3. Как и все одесские каменоломни, выработки заложены в понтическом равномерно сцементированном известняке [Пронин 1991].
В настоящее время, открытых входов в этот район не существует, ствол 1966 года засыпан. Старый вход на плане не показан, но он, судя по конфигурации выработок, должен находится в районе Т.15. Ствол, показанный на Т.62, расположен очень странно. Либо это ствол другой каменоломни, либо очень необычно расположенный вход в каменоломню К-36 (или второй современный вход в К-36). В каменоломне нет ни одного кольцевого хода. Все выработки тупиковые, как бы расходящиеся из одного центра, расположенного в районе Т.23-25-26. Ширина выработок изменчива – 2-4,5 м, на Т.64 – 9м. Высота выработок 1,3-2,2 м, в среднем 1,7 м. Горнотехническое состояние выработок неизвестно. Все данные получены с плана выработок. На плане показано 2 не закартированных хода на контуре каменоломни в западной её части, один, внутри шахтного поля и шахтный ствол, расположенный на северном контуре каменоломни.
Время отработки этой каменоломни неизвестно, но видимо это конец 19 века, исторических сведений о ней, не обнаружено. Вот, пожалуй, и всё, что можно сказать про эту каменоломню.
А теперь перейдём к основной теме нашей статьи, каменоломне К-58. Сейчас, входов в эту каменоломню не существует, и большая часть выработок затампонирована. Летом 2006 года, в эти каменоломни был пройден ещё один шурф, диаметром 720 мм, но и он, после окончания работ, был ликвидирован.
Протяжённость доступной и задокументированной части каменоломни 1130 м, объём 6870 м3. На контуре выработок, находится засыпанный шахтный ствол, первичный вход в эту каменоломню. Возможно, за ним расположена ещё какая-то часть выработок.

Каменоломня разрабатывалась с 1911 по 1915 годы. Время работы каменоломни установлено по многочисленным надписям, сохранившимся на стенках выработок. Архивных и устных сведений об этой каменоломне, не известно.
Катакомбы сразу начали преподносить сюрпризы. Шурф, через который спускались в выработки – скважина большого диаметра, обсаженная стальной трубой диаметром 630 мм, на глубине 12 метров оказался деформированным. Обсадка подобных шурфов делается обычно до начала плотного известняка, ниже, до кровли выработок, шурфы чаще всего, для экономии, не обсаживаются. А тут деформация до известняка. Оказалось, что задавленная с поверхности свая фундамента будущего дома, изогнулась винтом, попала в скважину и деформировала и разорвала стальную трубу её обсадки. В пробоину вывались куски плотной красно-бурой глины и полностью перекрыли шурф, принявший в этом месте сечение в виде месяца. Кроме необычной формы сечения, резко уменьшились и его размеры. Плюс, в оставшееся отверстие проходила стальная лестница, шириной 25-30 см. С такими препятствиями, мы ещё не сталкивались.

Но основной сюрприз получили строители, а точнее специалисты по устройству свайных фундаментов. Свая деформировала обсадку шурфа, с другой стороны, от того места, где была задавлена. То есть она изогнулась под землёй больше чем на 90°, не по вертикали, а по горизонтали. Специалисты долго не могли в такое поверить, но потом всё же убедились воочию.
Отверстие в шурфе удалось расчистить (ниже он был пустой) и сделать относительно доступным, распилив лестницу. Так как нижняя часть её стояла на дне, она даже не упала. В открывшуюся щель спустились автор, Ощепков В. и Подруцкая Н. Около шурфа выработки имели обычный вид (впрочем сами выработки по всей каменоломне ничем особым от других каменоломен, не отличались). Но вот содержимое в выработках было интереснейшим. В выработках остался весь инструмент каменоломов: различные пилы для резки ракушечника, буртовочные ломы, лопаты, клинья, лампы, не битые стёкла, а лампы в сборе, и так далее. Стояли штабеля нарезанного камня, лежали кое-какие предметы быта, винные бутылки с сохранившимися красочными бумажными этикетками, моток провода в свинцовой оболочке (не кабеля, а тонкого одножильного провода). В двух местах находились остатки деревянных тачек (три и две штуки), служивших для вывозки блоков известняка к стволу от забоев (в городских каменоломнях откатка была обычно ручная, лошади не использовались).

Но сами остатки тачек были поразительны. На светло-жёлтом дне выработки были видны чёткие рисунки или скорее проекции тачек, в которых лежали железные колёса с осями. Дерево, из которого были сделаны тачки, полностью истлело, превратившись в тонкий слой чёрного порошка, а металлические части, сохранились, только сильно проржавели. Почему так произошло, сказать трудно. Видимо, какое-то редкое сочетание условий. Ведь гнилой, распавшейся на кусочки древесины, в катакомбах много. Есть древесина и под водой, в затопленных выработках, но что бы она почти полностью превращалась в порошок, такого ещё не встречалось. Происходило это в очень спокойных, медленно изменяющихся условиях, поэтому на дне и сохранился «рисунок» тачек, образованный тёмным порошком, в которое превратилось дерево. Рисунок большого объёмного предмета – тачки, с лежащим на нём, там, где ему положено стоять, железным колесом. Поразительно.

Интересное наблюдение для палеонтологов и археологов, демонстрирующее, как в исключительных условиях могут сохранятся органические остатки.
По следам уровней воды на стенах выработок, фиксируется, что в период с 1915 года по 2005 год, уровень понтического водоносного горизонта не был стабилен, а поднимался и опускался. Во время обследования каменоломни, воды не было. Однако ранее, выработки были повсеместно подтоплены. На стенках выработок хорошо сохранились следы уровней воды. Так как примазок грязи нет, затоплены они были водами понтического горизонта, а не поверхностными водами. В осколке разбитой бутылки, виден налёт карбонатного песка. Он смывался поднимающейся водой со стенки и осыпался в осколок.
Каменоломня К-58 хорошо демонстрирует природные колебания уровня понтического водоносного горизонта. Во время работы каменоломни, дно её было, естественно, сухим, не обводнённым. Потом, начался подъём уровня воды. Он был очень медленный, постепенный. Обрушения не происходили, мелкие предметы не были сдвинуты. Вода поднялась примерно на 1 м. над дном выработок, и какой-то значительный промежуток времени, стояла так. Массивные деревянные тачки, для вывозки камня, почти полностью сгнили и превратились в труху. Потом уровень воды снизился и в 2006 году, мы увидели сухие, не обводненные выработки. Даже дно в них не было мокрым. Всё это происходило в промежутке с 1915 по 2005 годы, то есть за 90 лет. Но обычно, древесина в понтической воде, под землёй не гниёт. Мы находили много утонувших досок и брёвен, которые лежат на дне водоёмов целыми. Правда возраст их не превышает 60 лет. Можно сделать предположение, что выработка К-58, затапливалась и осушалась несколько раз или процесс подъёма и опускания воды был очень медленным. Замечено, что древесина в выработках наиболее быстро гниёт в мокром состоянии, но не в воде.
В выработках (около Т.39) находится 266 штук стандартного камня «пятерика» уложенного в штабель Нарезали, но не вывезли. Второе место, где лежит штабель из 102 шт., находится в северной части каменоломни. При стоимости одного камня 4 – 5 копеек, деньги не малые, шкалик водки стоил тогда 9 – 11 копеек (см. Е. Катаев «Белеет парус одинокий»). В южной части каменоломни, в одном из забоев, лежит не допиленная на блоки, плаха. Даже виден один не доведенный до конца пропил. Тут же инструменты – буртовочный лом, пила «щучка» на длинной деревянной ручке. Неподалёку была найдена небольшая подошвенная или малая пила. Кроме того найдены плоские напильники, использовавшиеся для заточки пил.
В выработках сохранилось несколько интересных надписей. Например, список продуктов и их стоимость: «хлеб 25; сало 30; силон (видимо солонина) 10; капуст 7; здесь же — кироси 32»; и так далее. Сохранились на стенах и даты, написанные древесным углем и красной охрой: «29 января 1914 года»; «Кончилъ тягать 18 августа 1912 Тимофей Демьянович»; подсчёты вырезанных камней, «Терешка» — крупными печатными буквами и другие надписи. Есть в выработках и горные надписи, типичные для тех времён, выполненные, как и положено, красной охрой. Последняя (из найденных), датирована 12.12.1914 года. Интересна надпись «Да сдравствуетъ свобода», выполненная углём, грубым почерком. Это уже предвестники приближающейся революции. А вот рисунков в выработках мало и они примитивные. Это рисунки солидных господ и дам в шляпах, иногда с подписями «Кирюша».
Редкой находкой являются две винные бутылки с сохранившимися цветными этикетками. «Бессарабское столовое вино». На этикетке видна надпись «въ Одессе» и царский, двуглавый орёл. Этикетка белая, надписи синие. Вторая бутылка была от столового вина «Золотой…». На этикетке тоже сохранилась надпись «Одесса»; «Бессарабское». На цветном фирменном знаке, изображены два тигра, опирающиеся на щит или кувшин. Обе бутылки зелёного стекла, ёмкостью примерно 0,7 л. Недалеко от винных бутылок была найдена прямоугольная, с закруглёнными углами, вскрытая консервная банка. Здесь же находилась большая железная эмалированная кружка (эмаль голубая, но сильно сбитая). В другом месте был осколок тёмной бутылки с надписью на донышке «Carlsbad LS» — пиво или минеральная вода?
Сохранились здесь и бутылки, разрезанные горящей ниткой. В одном из таких «стаканов» стояла вода. Вообще винных бутылок разной формы, было штук 10-15, но этикеток, кроме как на двух, на них не было.

Редкой, даже уникальной находкой, является целая керосиновая лампа – банка с горелкой и совершенно целое стекло с клеймом (всё это было найдено в районе шахтёрской стоянки, около Т.39. А вообще, отдельных банок от ламп, стеклянных и оцинкованных, горелок и битых стёкол с клеймами, здесь было найдено много Стёкла от ламп были разных форм, размеров. Найдена в выработках сильно проржавевшая 3-х фитильная керосинка. Найдены были под землёй и жилые шахтёрские помещения. Минимум два. Нары были застелены соломой. Так как нары были высокими, вода до них не добралась и солома сохранилась.
Вот такая уникальная по своему содержимому каменоломня была найдена в 2005 году. Сейчас входа в неё нет и она, к сожалению, частично уничтожена – затампонирована. Но за засыпанным стволом, весьма вероятно, сохранилась какая-то часть выработок с интересным содержимым.